Родилась 30.07.1669, умерла 27.08.1731 (тезоименитство 4 августа).
Последняя Царица Всея Руси.
Первая супруга Царя Петра Алексеевича до 1698 г.
Венчание состоялось 27 января 1689 г. Это был последний в России брак Государя с соотечественницей.
Евдокия была выбрана в невесты Царю Петру его матерью, Царицей Наталией Кирилловной, без согласования с женихом. Это было сделано ввиду давних связей Нарышкиных с Лопухиными и в надежде на помощь с их стороны в укреплении положения Царя Петра в качестве единовластного Государя к тому времени (Лопухины занимали видное положение среди дворянства и в армии). Правильность выбора подтвердилась в период противостояния Царевны Софии и Царя Петра.
Историк Н.И. Костомаров считал, что охлаждение в семейных отношениях Царицы с мужем произошло из-за устроенной Лефортом связи между Царём и своей предыдущей фавориткой Анной Монс с целью укрепить своё влияние на молодого Государя и способствовать реализации интересов иноземцев в России. Царь Пётр Алексеевич всей душой привязался к Анне Монс, которая в конечном счёте предала его с лёгкостью, традиционной для куртизанки.
Из писем Царицы видно, что она с болью переживала эту перемену, о чём жаловалась своим родным, а те изъявляли неудовольствие поступками Царя. До Государя доходили эти жалобы, но около 4 лет Лопухиных не трогали. В 1697 г., перед поездкой Царя за границу, в связи с открытием заговора Соковнина, Циклера и Пушкина был найден повод к ссылке отца Царицы (№ 100) и его трёх братьев, бояр Кузьмы (№ 101), Василия (№ 102) и Сергея (№103), воеводами подальше от Москвы, без каких-либо оснований. Царь Пётр Алексеевич боялся формирования оппозиции в своё отсутствие и участия в ней Лопухиных.
В это же время у него появляется первая мысль добиться добровольного согласия Царицы на пострижение в монахини. Она отказывается, ссылаясь на малолетство сына и его нужду в ней. Однако по возвращении Петра и беседы с ним её насильно увозят в Суздальский Покровский монастырь, где в 1698 г., опять же насильно, постригают под именем Елены и создают весьма тяжёлые условия для жизни. Несмотря на это, опальная Царица, находясь в монастыре, всё-таки смогла в память о своём сыне, Царевиче Алексее, устроить придел в стоящей рядом с монастырём Никольской церкви.
Её не только разлучили с сыном, но и не дозволяли с ним видеться, что впоследствии привело к необходимости тайных сношений и сыграло трагическую роль в судьбе не только их самих, но и родных Царицы, приведя кого на пытку, кого в ссылку, а кого и на плаху.
В конечном итоге в результате этого семейного разлада Россия лишилась законного престолонаследника, принявшего мучительную смерть, прологом к которой явилось, как утверждал Костомаров, «одно из таких дел, каких не видала Россия за своими Царями уже более столетия. Нравственные понятия русских в те времена не могли не возбуждать в народе порицаний поступка Петра». Существует несколько народных песен, созданных по этому поводу и популярных в то время.
Н.И. Костомаров писал: «Через 20 лет, когда насилие над Царицей Евдокией Фёдоровной (№ 137) обернулось новым страшным розыском, несчастный епископ Досифей, преданный истязаниям, говорил: «Только я один в сём попался, посмотрите, что у всех на сердцах». ... «Пётр своим поступком с женою оскорбил Православную Церковь, потому что она, Церковь, одна имела данное от Бога право произносить суд между мужем и женой».
Когда же в 1718 г. Царю Петру Алексеевичу понадобилось избавиться теперь уже от сына, он вновь начинает следствие и по поводу опальной Царицы, желая скомпрометировать её. Добившись покаянного письма от бывшей супруги и не решаясь физически устранить её, Царь переводит Царицу под строгий надзор в Староладожский Успенский монастырь, где она пребывает до кончины Государя.
По монашескому имени Царицы древнюю речку Ладожку стали называть Еленой, набережная стала называться Еленинской, а в посаде появился Еленинский переулок.
С воцарением Екатерины I Царицу Евдокию Фёдоровну заключают в Шлиссельбургскую крепость в одиночную камеру со строгим и скудным содержанием без права встреч и переписки с кем бы то ни было, не исключая и священников. Даже охрана не знала имени заключённой. В таких условиях она провела более двух лет, пока не была освобождена своим внуком Императором Петром II — сыном Царевича Алексея.
В 1727 г. Верховный тайный Совет издал Указ о восстановлении чести и достоинства Царицы, с изъятием всех порочащих её документов, и отменил своё решение 1722 г. о назначении Императором наследника по собственному умыслу без учёта прав на престол. Как утверждал Н.И. Костомаров, «это потревожило Меншикова и всех тех, кто некогда враждебно относился к сыну освобождаемой Царицы, к её родным — Лопухиным». Была предпринята попытка втянуть в интригу вокруг всего этого и саму Евдокию Фёдоровну, но она нашла в себе силы остаться в стороне. Ей был дан положенный Царице Двор и назначено соответствующее содержание. Государыня отказалась посещать нелюбимый ею Санкт-Петербург, где были замучены её сын и брат, но город всё-таки в год её 60-летия — 4 августа 1729 г. салютовал в её честь. Тогда, в день тезоименитства Царицы, был отслужен торжественный молебен в Петропавловском соборе и была произведена пушечная пальба с крепостей Петербурга.
Она поселилась в Москве, сначала в Вознесенском монастыре в Кремле, а затем переехала в Новодевичий монастырь (Лопухинские палаты и Лопухинская башня в монастыре сохранились и до сих пор носят это название).
Получив свободу, Царица Евдокия Фёдоровна сделала всё возможное для освобождения и восстановления в правах лиц, пострадавших вместе с ней и Царевичем Алексеем и помогавших им.
Государыне пришлось пережить своих горячо любимых внуков — Императора Петра II и Великую Княжну Наталию Алексеевну.
Перед кончиной 27 августа 1731 г. последние слова её были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного».
Воцарившаяся Императрица Анна Иоанновна относилась к ней с должным уважением и присутствовала на погребении Царицы Евдокии Фёдоровны в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.
Память о Государыне Евдокии Фёдоровне сохранилась в нескольких прижизненных портретах (Суздальский музей-заповедник, Государственный исторический музей, Романовская галерея Государственного Эрмитажа и др.), личных вещах, хранящихся в Оружейной палате, музеях Московского Кремля и в Покровском монастыре Суздаля, в многочисленных вкладах во многие другие монастыри и храмы. В коллекции Государственного исторического музея находится личный надгробный иконостас (21 икона) Царицы. Также хранит память о ней возвышающийся над Спасо-Андрониковым монастырём в Москве храм во имя Архангела Михаила, построенный на средства Царицы и других Лопухиных и служивший долгое время их родовой усыпальницей.
Сохранился и ныне восстановлен храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Серебряно Мещовского района Калужской области, где в родовой вотчине своего отца родилась будущая Царица. При нём существует женская монашеская община, насельницы которой глубоко её почитают. 11.08.2019 рядом с храмом, в 350-летнюю годовщину со дня рождения Государыни, был установлен закладной камень в основание памятника Царице-инокине.
В Шуйском районе Ивановской области на берегу реки Тезы располагается деревня Дунилово (ранее село), в которой сохранилось 12 храмов и 3 монастыря. Этим селом в XVII—XVIII вв. владели Лопухины. Один из монастырей, Успенский, был основан отцом Царицы Евдокии Фёдоровны. Там она встречалась с сыном. Покровский собор, также возведённый Лопухиными, является самым большим храмом с самым большим приходом. В нём находится Чудотворная икона — вклад Царицы Евдокии Фёдоровны и Царя Петра Алексеевича, а в Благовещенском храме — подаренное ею медное паникадило с двуглавым орлом. Патриарх Алексий II назвал деревню Дунилово «жемчужиной древней Руси».
Муж (до 1698 г.): Пётр I Алексеевич Романов последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Родился 30 мая 1672 года — умер 28 января 1725 года. У них дети: Царевич Алексей родился 18.02.1690, умер 26.06.1718; Царевич Александр, скончался в возрасте 7 месяцев 14.05.1692. В источниках упоминается ещё один сын — Павел, умерший в младенчестве.
Отец: Иларион (Фёдор) Авраамович. Родился в 1638 г., умер 21.03.1713
Упомянутые персоны:
а также
Литература: